
УИД 74RS0007-01-2022-005832-72
судья Пылкова Е.В.
дело № 2-4476/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-2268/2023
11 апреля 2023 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Мицкевич А.Э.,
судей Данилкиной А.Л., Белоусовой О.М.,
при секретаре ФИО11
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО12 на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 09 ноября 2022 года по иску ФИО13 к обществу с ограниченной ответственностью УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Данилкиной А.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шипицина Н.Е. обратилась в суд с иском к ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» и с учетом уточнения требований просила обязать ответчика предоставить в материалы дела договор содержания общего имущества многоквартирного дома с подписями собственников многоквартирного дома, подтверждающих заключение данного договора в соответствии с положениями ЖК РФ; документы, подтверждающие исполнение договора содержания общего имущества многоквартирного дома с 2015 года: акты выполненных работ, отчет об исполнении договора содержания общего имущества, а именно: акты весенне-осеннего и осенне-весеннего осмотра за период с 2015 года; план работ (помесячно), их плановой стоимости за период с 2015 года; дефектные ведомости состояния общего имущества МКД с 2015 года; проектные сметы расходования денежных средств собственников МКД, внесенных на счет УК во исполнение договора управления многоквартирным домом; информацию о проведении конкурса подрядных организаций на проведение запланированных работ; обоснование принятия решения по итогам конкурса подрядных организаций по проведению работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома; итоговые сметы на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества за период с 2015 года; реестры выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества за период с 2015 года; акты выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества за период с 2015 года по форме, утвержденной Приказом Минстроя от 26 октября 2015 года № 761/ПР; документы, подтверждающие факт выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества за период с 2015 года (договоры с подрядчиками, наряды, акты выполненных работ, акты списания материалов в производство); договор на размещение рекламных щитов в лифтах многоквартирного дома; суммы полученной прибыли за размещение рекламы в лифтах с 2015 года по настоящее время; решение собственников многоквартирного дома на установку рекламных щитов на имущество, принадлежащее собственникам многоквартирного дома Комсомольский проспект, 33; документы о проведенных исследованиях общего имущества многоквартирного дома на предмет технического состояния систем и конструкций дома, для оценки состояния которых требуется «дополнительное инструментальное обследование» и «требуется капитальный ремонт» и для оценки надлежащего исполнения договора содержания общего имущества многоквартирного дома. Возложить на ответчика обязанность предоставить доступ в подвальное помещение для возможности осмотра выполненных работ в соответствии с перечнем выполняемых работ за период с 2015 года, размещенным на сайте ГИС ЖКХ.
В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. На указанный адрес от ответчика приходят квитанции об оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Договор на содержание общего имущества многоквартирного дома истец с ответчиком не заключала. Полагает, что ответчик обязан предоставлять для ознакомления документы о выполненных работах по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Указывает, что на сайте ГИС ЖКХ не размещена информация о выполненных работах. Считает, что размещенная информация на сайте ГИС ЖКХ не является отчетом о выполнении условий договора и расходовании денежных средств собственников. На ее обращение о предоставлении указанных документов, управляющая компания документы не предоставила. Также она обращалась в управляющую компанию предоставить доступ в подвал для возможности осмотра выполненных работ, но ей было отказано в доступе и осмотре общего имущества.
Истец Шипицина Н.Е. в судебное заседание в суд первой инстанции не явилась, извещена.
Представитель ответчика ООО УК ПЖРЭУ Курчатовского района ФИО14. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований.
Третье лицо ФИО18. в судебное заседание в суд первой инстанции не явилась, извещена.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований Шипициной Н.Е. отказал.
В апелляционной жалобе Шипицина Н.Е. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что судом не рассмотрены требования о предоставлении договора управления, заключенного в соответствии с положения ч.1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Считает, что раскрытие персональных данных собственников не может быть основанием для отказа в предоставлении документов. Полагает, что суд неверно истолковал ч. 11 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой закреплена обязанность управляющей компании предоставить собственникам помещений отчет о выполнении договора управления. Считает неверными ссылки суда, что на сайте ЖКХ размещены документы, подтверждающие исполнение договора управления, в том числе акты выполненных работ, поскольку таких документов на сайте нет. Полагает незаконными выводы суда об отказе истцу в удовлетворении требований о предоставлении доступа в подвал для осмотра общего имущества. Ссылается на то, что она как собственник помещения в многоквартирном доме имеет право осматривать общее имущество, подвал постоянно затапливает, имеется пары и запах канализации, которые наполняют шахту лифта, влажность разрушает несущие конструкции, причиняет ущерб общему имуществу собственников многоквартирного дома.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Судебная коллегия, в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Шипицина Н.Е. и ФИО19 являются собственниками квартиры, расположенной по адресу<адрес>, по ? доле в праве каждый.
ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» является управляющей организацией многоквартирного дома по указанному адресу на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ года.
Информации об ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района», которое осуществляет управление многоквартирным домом, размещена на сайте ГИС ЖКХ, также на сайте размещен договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно п. 1.2 Договора управления многоквартирным домом, собственники поручают, а исполнитель принимает на себя обязательства в течение согласованного срока за плату выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с перечнем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, обеспечить предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также оказывать дополнительные услуги и выполнять работы по содержанию общего имущества собственников.
Шипицина Н.Е. 13 декабря 2021 года обратилась в ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» с претензией, в которой просила управляющую компанию предоставить документы, подтверждающие исполнение договора управления многоквартирным домом, предоставить доступ в подвальное помещение дома для осмотра общедомового имущества (л.д. 7-10 том 1).
ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» Шипициной Н.Е дан ответ от 27 декабря 2021 года о том, что работы проводятся в соответствии с законом, все документы, в том числе акты выполненных работ, акты осмотра, планы работ, размещены на сайте ГИС ЖКХ (л.д. 11-12 том 1).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии нарушения прав истца со стороны ответчика, отсутствия законных оснований для предоставления истцу информации о деятельности управляющей организации по управлению многоквартирным домом и содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. При этом суд первой инстанции указал, что управляющая компания имеет право самостоятельно определять способы выполнения порученных ей работ, оказания услуг и иных действий по выполнению условий договора, истцом не представлено доказательств наличия недостатков оказываемых ответчиком услуг по управлению домом.
Кроме того, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу доступ в подвальное помещение для возможности осмотра выполненных работ, ссылаясь на то, что подвал должен быть закрыт на замок, истцом суду не представлено доказательств, что у нее имеются специальные познания для оценки надлежащего содержания общего имущества в подвале, и что проверки по использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, поддержанию технического состояния домов и выполнению работ по их содержанию и ремонту, осуществляют соответствующие контролирующие органы.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они приняты в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
В соответствии со ст. ст. 8, 10 Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07 февраля 1992 года "О защите прав потребителей", потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
На основании ч. 11 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.
Согласно пункту 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" установлены сроки предоставления по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме управляющей организацией информации подлежащей раскрытию из перечня.
Согласно п. 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 года, собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе: получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ; требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
В силу приведенных законоположений именно исполнитель, которым является управляющая компания, обязан предоставить потребителю истребуемую информацию, связанную с обслуживанием дома.
Разделом VIII Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года №416 (далее - Правила управления многоквартирными домами), регламентирован порядок раскрытия информации управляющей организацией, товариществом или кооперативом.
Так, в силу пункта 31 Правил управления многоквартирными домами, в случае если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать информацию путем размещения на постоянной основе, в частности: на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет" информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (подпункт "г").
Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» урегулированы отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.
Согласно пункту 18 статьи 7 названного Федерального закона лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в частности: информацию о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ; условия договора управления многоквартирным домом, которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены в таком договоре в соответствии с законодательством Российской Федерации, договор, а также предусмотренный законодательством Российской Федерации отчет о выполнении такого договора; договоры о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 74 и N 114/пр утверждены Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с разделом 10 которых лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирным домом, обязаны размещать в системе:
- информацию об управляющей организации, товариществе, кооперативе;
- информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние;
- информацию о перечне предоставляемых коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об их объеме, о качестве и периодичности (сроках) их предоставления, оказания, выполнения и стоимости указанных услуг, работ, а также соответствующие договоры на предоставление или оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ;
- информацию о договорах на выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, заключенных со специализированными организациями, в том числе:- вид и наименование работ по договору на выполнение работ, стоимость работ по договору на выполнение работ, акты приемки выполненных работ, вид и наименование выполненных работ в соответствии с актом выполненных работ, стоимость работ в соответствии с актом выполненных работ;
- информацию о договорах оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также акты приемки выполненных работ (оказанных услуг);
- информацию об объеме, о качестве коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также о случаях несоблюдения установленных параметров качества таких услуг, в том числе информация о фактах и количественных значениях отклонений от параметров качества предоставленных услуг по каждому договору на предоставление коммунальных услуг либо договору управления многоквартирным домом в разрезе многоквартирного дома;
- информацию о приборах учета, используемых для определения объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (домовладений), в частности:
коллективных (общедомовых) приборах учета, об отсутствии данных коллективных (общедомовых) приборах учета, сведения об установленных индивидуальных приборах учета в жилых, нежилых помещениях в многоквартирном доме общих (квартирных) и комнатных приборах учета, и сведения об отсутствии технической возможности установки приборов учета либо об отказе в допуске к приборам учета;
- информацию о размере платы за жилое помещение;
- протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об установлении размера платы за содержание жилого помещения;
- информацию о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с ресурсоснабжающими организациями, информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с потребителями коммунальных услуг, а также информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива за жилое помещение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах;
- информацию о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- информацию о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (по каждому договору), в том числе:
сведения о выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых за счет дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
- информацию о лицевых счетах, присвоенных собственникам и пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах, жилых домов (домовладений) для внесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги;
- информацию об отчете о выполнении договора управления многоквартирным домом и бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе:
отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- информацию о энергосервисных договорах (контрактах);
- информацию о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ, общего собрания, членов товариществ, общего собрания членов кооператива, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, в случае если управляющая организация, товарищество или кооператив является инициатором проведения такого собрания либо участвует в организации такого собрания, а также в случае представления инициатором собрания в управляющую организацию, товарищество, кооператив документов (сообщений, протоколов, решений) о проведении общего собрания.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь вышеперечисленными правовыми нормами, судебная коллегия приходит к выводу о том, что запрашиваемую информацию истец не получила, а намерение истца ознакомиться с финансово-расчетными документами, документами по выполнению работ управляющей компанией, направлено на реализацию ее прав, предусмотренных жилищным законодательством, при этом на ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» как на организацию по управлению многоквартирным домом в силу положений указанных нормативных правовых актов возложена обязанность представить сведения об оплате и поступлении денежных средств собственников многоквартирного дома, сведения о расходах управляющей компании в рамках исполнения договора управления многоквартирным домом, сведения о перечне, тарифах, стоимости услуг и работ и о выполненных работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в рамках исполнения договора управления многоквартирным домом.
Ссылки представителя ответчика на то, что требуемая истцом информация размещена на сайте ГИС ЖКХ, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку такая информация на сайте отсутствует.
Так согласно распечатке с сайта ГИС ЖКХ управляющей компанией на сайте размещены договор управления многоквартирным домом с перечнем обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, размеры платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, наименование работ и услуг по управлению многоквартирным домом и сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, за 2017-2022 годы, содержащие общую информацию (без конкретного перечня выполненных работах и оказанных услугах), а также годовая плановая стоимость работ (услуг), также без перечисления конкретной стоимости работ и услуг (годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности).
Таким образом, управляющей организацией ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» в нарушение указанных выше положений закона информация по осуществлению управляющей компанией деятельности по управлению многоквартирном домом размещена не в полном объеме.
При этом на неоднократные запросы суда апелляционной инстанции ответчик ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» указные документы не представил, пояснения о том, имеются ли такие документы в наличии у управляющей компании, и составлялись ли такие документы управляющей компанией, представитель ответчика не смогла дать, пояснив, что документы возможно должны быть в архиве. Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании в суде апелляционной инстанции пояснила, что в лифтах дома размещается реклама, размещение осуществляет их подрядная организация, вместе с тем, сведения о заключении договоров на размещение рекламы, об оплате за размещение, не представлены.
Представителем ответчика в материалы дела представлены частично документы, а именно акты о приемке выполненных работ, акты весеннего осеннего осмотра многоквартирного дома, наряд-задание на выполнение работ за 2021 год и за 2022 год (частично не за весь год), а также представлен протокол внечоередного общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 31 января 2008 года, согласно которому собственники приняли решение о разрешении управляющей компании ООО «ПЖРЭО Курчатовского района» передачу в пользование общего имущества в доме с третьими лицами.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в предоставлении документов о деятельности управляющей компании по управлению многоквартирным домом и доступа в подвальное помещение, с принятием в данной части нового решения.
Поскольку в соответствии с Приказом Росархива от 20 декабря 2019 года №236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения" срок хранения заявленных документов составляет 5 лет, то судебная коллегия полагает возможным требования истца о предоставлении документов по деятельности управляющей компании удовлетворить частично, а именно с 2018 года.
Судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований истца частично, возложить на ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» обязанность предоставить истцу следующие документы за период с 2018 года по 2023 год: акты весеннего, осеннего осмотров; планы работ, их плановой стоимости; акты выполненных работ по управлению многоквартирным домом, по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; документы, подтверждающие выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества; соответствующие договоры на предоставление или оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ; договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также акты приемки выполненных работ (оказанных услуг); сметы (расчеты) стоимости работ в соответствии с актами выполненных работ; отчеты (финансовую отчетность) о выполнении договора управления многоквартирным домом, выполнение работ и оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; договоры о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договор на размещение рекламы в лифтах многоквартирного дома), отчет о расходовании денежных средств, полученных от заключения договоров о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Требования о возложении обязанности на ответчика предоставить остальные документы судом правомерно оставлены без удовлетворения, поскольку названные нормативные акты не содержат обязанности управляющей организации предоставлять их по требованию собственника, запрошенные истцом документы, прямо не отнесены законодателем к документам, подлежащим передаче по запросу собственника.
Вопреки доводам истца в жалобе, судебная коллегия находит правильным выводы суда об отсутствии основания для предоставления договора содержания общего имущества многоквартирного дома с подписями всех собственников помещений многоквартирного дома, поскольку такой обязанности для управляющей организации законом не предусмотрено.
Согласно ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Как следует из материалов дела и распечатки с сайта ГИС ЖКХ, управляющей компанией размещен на сайте договор управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, от 21 мая 2015 года, подписанный директором ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» и собственником ФИО20., к договору приложены перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД.
Кроме того, в материалы дела представлены заверенные копии договора управления многоквартирным домом от 21 мая 2015 года и протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, согласно которому собственники утвердили условия договора управления многоквартирным домом, заключаемого с ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района», а также приняли решение о наделении инициатора собрания полномочиями на подписание договора управления от имени собственников помещений в доме с управляющей организацией.
Указанные решение собрания собственников и договор управления не оспорены. Договор управления заключен с управляющей организацией, на основании данного договора управляющая компания осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом с 2015 года.
Ссылки истца на то, что ответчик обязан предоставить договор управления, подписанный и заключенный с более 50% собственниками помещений, подлежат отклонению, поскольку вышеназванными нормами такой обязанности не предусмотрено.
Вместе с тем, доводы истца в апелляционной жалобе о незаконности отказа истцу в удовлетворении требований в предоставлении истцу доступа в подвал дома для осмотра общего имущества, заслуживающими внимание в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Обращаясь в суд с требованием о возложении на управляющую компанию предоставить доступ в подвал дома, истец указала, что данный доступ ей необходим для осмотра общего имущества, поскольку имеют место затопления подвала дома, имеется запах канализации, однако сотрудниками управляющей организации ей отказано в доступе в подвальное помещение.
При рассмотрении дела установлено и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, что подвальное помещение закрыто на замок, доступ в помещение имеют только сотрудники управляющей компании, собственники помещений в многоквартирном доме доступа в подвал не имеют, при обращении истца с просьбой обеспечить ей доступ в подвал управляющая компания ответила отказом со ссылкой на то, что доступ в подвальное помещение ограничен, поскольку свободный доступ в помещение влечет за собой угрозу причинения вреда общему имуществу многоквартирного дома.
Вместе с тем, вопреки доводам ответчика, истец не заявляла требований о предоставлении ей неограниченного и постоянного свободного доступа в подвал, предоставления ей ключей от замка помещения подвала.
Исходя из изложенных правовых норм, собственники помещений в многоквартирном доме имеют право пользоваться в пределах, установленных законом, общим имуществом в многоквартирном доме, принадлежим им на праве общей долевой собственности, к которому относятся подвалы.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа истцу в предоставлении доступа в подвальное помещение, с принятием в данной части нового решения об удовлетворении требований Шипициной Н.Е. и возложении на ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» обязанности предоставить истцу доступ в подвальное помещение многоквартирного дома по адресу: <адрес>, для его осмотра.
Судебная коллегия в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным установить ответчику ООО УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» срок для выполнения указанных действий в течение четырнадцати дней со дня вынесения апелляционного определения.
Других доводов, влекущих отмену решения суда в полном объеме, апелляционная жалоба не содержит. Судебная коллегия считает, что в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 09 ноября 2022 года отменить в части отказа в предоставлении документов по управлению многоквартирным домом и доступа в подвальное помещение. Принять в данной части новое решение.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» в течение четырнадцати дня со дня вынесения апелляционного определения предоставить ФИО15 следующие документы за период с 2018 года по 2023 год: акты весеннего, осеннего осмотров; планы работ, их плановой стоимости; акты выполненных работ по управлению многоквартирным домом, по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; документы, подтверждающие выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества; соответствующие договоры на предоставление или оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ; договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также акты приемки выполненных работ (оказанных услуг); сметы (расчеты) стоимости работ в соответствии с актами выполненных работ; отчеты (финансовую отчетность) о выполнении договора управления многоквартирным домом, выполнение работ и оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; договоры о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договор на размещение рекламы в лифтах многоквартирного дома), отчет о расходовании денежных средств, полученных от заключения договоров о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью УК «ПЖРЭУ Курчатовского района» обязанность в течение четырнадцати дней со дня вынесения апелляционного определения предоставить ФИО16 доступ в подвальное помещение многоквартирного дома по адресу: <адрес>
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО17 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 апреля 2023 года.